Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:23 

Питер Хёг

December Offspring
Я здесь ради ничего.
Сто лет у меня уже лежит пост про Хёга. Вот пора бы уже и выложить)

Это была любовь с первой аннотации. Аннотации часто бывают интереснее книги, но, блин, мимо Хёга вообще нельзя пройти. Вот например "Дети смотрителей слонов":
Новый (2010) роман знаменитого датского писателя, автора "Смиллы и ее чувства снега", написан от лица 14-летнего мальчика, сына священника с острова Финё - самого благополучного уголка Дании.
Но родители исчезают. Необходимо найти их прежде, чем их найдет полиция. На помощь взрослых рассчитывать особенно не приходится, союзники Питера в расследовании - сестра, брат и фокстерьер, если не считать графа Рикарда - потомственного аристократа и бывшего наркомана, а ныне владельца психиатрической клиники. Поиски родителей приводят в межрелигиозную террористическую организацию, планирующую сорвать первый конгресс всех религий мира.

ШТА?! Аристократы бывшие наркоманы и дети священника! Там всё такое, но об этом потом.
На самом деле, когда прочитаешь всего Хёга, очень отчетливо проступает сквозная идея всех его историй: потерянные дети. Не всегда, хотя если воспринимать животных как детей, то "Женщина и обезьяна" тоже можно приплести сюда же. И всё-таки проглядываются последствия сиротского детства. Хёг как будто ищет сам себя, образ его детей, всегда чересчур серьезных для своего возраста, какой-то нереальный. Они как голограммы, мираж за которым гонишься и не можешь поймать. Насколько я знаю, сам Хёг примерный семьянин и уверена, что своих детей он обожает. Кстати, "Слоны" самая последняя книга и она, наверное, самая светлая из всех, может быть, наличие детей у автора сыграло немаловажную роль.
Причина почему я так люблю автора? Не знаю. Он творит особую скандинавскую магию. В его книгах много природы, любви, света и, главное, наверное, в том, что он обращается напрямую к моему внутреннему ребенку. Более глубокое понимание ребенка, его растерянности перед внешним миром я, наверное, видела разве что у Диккенса.
Вот, что ещё, если Хёг берет какую-то заглавную тему (вынесенную в название, как правило), то идеально проводит её сквозь весь текст при этом не тыкая читателя в до боли очевидные образы и не надоедает с этой сквозной темой.

"Смиллу" я прочитала первой. И меня поразили глубокие познания автора о снеге, Гренландии и быте на ледоколе. В тексте очень много говорится о снеге, но с другой стороны, это логично. Главная героиня - гляциолог, гренландка и снег для неё является основательной частью жизни. Поэтому она часто делает "снежные" сравнения, да и вообще чтение следов на снегу играет немаловажную роль в самой истории. Правда, там внезапно вылезает какая-то странная хрень с инопланетными глистами.
К этому у Хёга надо привыкнуть. Сначала история может показаться обычной и приземленной, происходящей в нашей реальности, а потом, как сама собой разумеющаяся, выпрыгивает какая-нибудь антинаучная херота.
Как в "Женщине и обезьяне". Там ещё кое-что выскакивает, очень внезапно и я жуть как не хотела, чтобы герои делали это. Но как-то потом привыкла. Восторженные представители издательства "Симпозиум" на книжной ярмарки объяснили мне, что вся книга это стеб над общественными нормами. Да, так оно и есть. Один из тех случаев, когда посыл подается не в лоб, а очень изящно завуалирован. То есть... не очень изящно, но тем не менее прикрыт)
Вот чего я не поняла, так это "Тишину". Просто, блин, не знаю. Буду рада, если мне кто-нибудь объяснит, честно. Потому что героя, то ищут, то не ищут, то он сам ищет девочку, то нет, что когда произошло, почему, зачем, ЗА ЧТО. Короче, не знаю почему, написано по-прежнему волшебно, но всё лично для меня - мимо. Одно замечу, что в этой книге, как и во всех прочих, Хёг идеально удерживает верибельность главного героя с помощью его восприятия мира через музыку и звуки. Читается потрясающе увлекательно, но за счет непонятности и запутанности в событиях, часто приходилось возвращаться.
И две книги Хёга потрясающе поддерживают весь балланс его творчества: первая и последняя, а все остальные словно градиент от тьмы к свету.
"Условно пригодные" - кусачая, зимняя и мрачная вещь. Сплошные потери, разочарования и ветер со снегом. И несколько человек, против всего общества из которого их уже изгнали. Настолько затягивает, что я пока читала книгу постоянно мерзла. Жуть, но интересная и я её весьма рекомендую.
"Дети смотрителей слонов" в свою очередь, не лишена меланхолии, но очень светлая. В книге нет прямо позитива, но есть любовь к жизни, к семье, присутствует какая-то теплота. И вместо потерянных детей - потеряны родители. На самом деле я даже порекомендую прочитать эти книги друг за другом (именно в таком порядке, чтобы не повеситься после "Условно пригодных") и почувствовать как изменился сам автор, который, конечно, выглядывает из-за всех своих текстов. Ощущения будут странные и любопытные для самоанализа. Очень, очень советую. На самом деле из всех, именно эти две книги самые мои любимые у Хёга.
Есть у него ещё сборник рассказов. Я рассказы не люблю как жанр и как форму и вообще не люблю. Не люблю за то, что только ты познакомишься с героями, только полюбишь, а они возьму и исчезнут. Ни в жизни такого не люблю, ни на бумаге. Другое дело длинные серии, хотя, конечно, лучше не слишком длинные) В общем, если любите рассказы - почитайте, ибо язык всё так же прекрасен и странная, особая Скандинавская атмосфера (которую можно понять по-настоящему только побывав в Скандинавии) всё так же будет тянуться следом за вами весь текст.

@темы: современность, мрак и беспросветность, драма, Скандинавы

URL
Комментарии
2016-08-04 в 17:41 

Кукулькан
mushrooms eat you
надо запомнить автора, благодарю за рек

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

А внутри я ору

главная