Вот что тут вспомнила.
У Гудкайна в "Пятом правиле" история крутится вокруг города, в котором существует очень интересное разделение. В нем живет две народности. Одна когда-то, видимо завоевала другу, а потом завоеванные снова перехватили инициативу. И вот этот титульный народ не просто подмял под себя вторых, они ещё практикуют следующий вид унижения: собирают "низшую" касту в храмах, несколько раз в день и читают им истории про то как они "низшие" когда-то пришли в город как завоеватели и ужасно себя вели, были деспотами жрущими младенцев и вообще какие они нехорошие все. В общем, им давят на мозг, вызывая чувство вины, таким образом их держат в узде почти без всякой военной поддержки. Очень удобно, как мне кажется.
Так вот, вспомнилось мне это ещё когда серия третья, наверное, вышла. Ну, и в четвертой-пятой тоже проскальзывало. Все эти разговоры рабов про то как их унижали и обижали римляне очень напоминает вышеописанную ситуацию. Если бы, Спартак, к примеру, действительно поднял всю массу рабов, дошел до Рима, завоевал целиком, истребив всяких умников типа Красса, то ситуация была бы примерно такой же. Римлян бы не заковали в цепи, потому что Спартак запретил. Но вот унижать морально никто бы не мог запретить.
Даже интересно. Идея тянет на огромную аушку) Мне всегда хотелось что-то в таком духе написать, ещё когда мы восстание Спартак в школе проходили. Блин, ведь правда когда-то очень интересовалось этим, даже на балете два раза была) А теперь уже нифига не помню.