Подхватила ОРВИ, да такое мерзкое, что ничего не помогает. Ну и подумала: страданий всё равно не избежать, поэтому можно дочитать "Искупление".
читать дальшеДело в том, что когда знаешь чем всё закончится читать первую часть адски тяжело. Она такая обманчиво безмятежная, красивая, размеренная и главное: безопасная. Даже фантазии Брайони кажутся чем-то незначительным, разыгравшейся детской фантазией, которая привела к такой трагедии.
Первая часть, описывающая этот в сущности один день и ночь после - самая длинная. Но это потрясающий авторский ход. Он так растягивает это описание, с точки зрения почти каждого персонажа, раскрывая через второстепенных - главных. То есть вот Эмилия не так уж важна для сюжета, зато то как она думает о Робби, Сесилии и Брайони - очень важно. Тем более, что она мать. Мы почти ничего не знаем о Маршалле не зря, это потому, что Брайони и не обращала на него внимания, он был вне зоны её интересов. В общем, система образов и вся... динамика романа просто высший пилотаж по-моему.
А когда вас начнет раздражать несколько "восторженный" стиль Макьюэна вы вдруг поймете, что это не его стиль, а Брайони. Удивительно, что по сути роман-то о ней. О её взрослении и её же рефлексии, а история любви, заметим, что вовсе не её любви, лишь оболочка.
На самом деле, на мой взгляд, концовка довольно стремительная, она занимает в среднем страниц 170 из 460. То есть как будто вся завязка и второй акт, прошли тем летним днем, а дальше герои неминуемо двигались к смерти. И там так отчетливо чувствуется этот рубеж, сначала нужно прочитать описание летнего дня, а потом ты уже как бы перевалил через самое страшное и дальше только спускаться с горы.
По сути, все герои, как будто так и не выбрались из того дня. Там ведь ничего не разрешилось, любовь Робби и Сесилии только началась и не закончилась. Прерванный оргазм это как хорошая метафора: они не закончили нечто важное и как бы умерли. В итоге война и работа в госпитале всего лишь чистилище. Ну, я так это увидела, может потому что недавно посмотрела "Мертвеца" Джармуша.
И столько душервущих мотивов. Как Робби гнался за Си и не догнал. Как она ждала и не дождалась. Как Брайони искала искупления и не нашла. Это всё очень по-настоящему.
Мне этот роман кажется великолепным от начала и до конца. Он, блин, идеален во всем: сюжет, стиль, ритм. Только грустный.
Кстати о грусти. А то я тут обсуждала как-то "необходимость" и "жизненность" грустных сюжетов.
Это правда да. Жиза она такая, непредсказуемая вещь и часто ты не получаешь чего хочешь или не всё, И ещё люди умирают. Но мне нравятся слова Брайони в конце, о том что в какой-то момент устаешь от этих концовок. Иногда даже в жизни нужно погрешить против правды, так как жизни и так многому научит, а книга, ну, ты хочешь хорошую историю. Счастливый конец совсем не обязательно её испортит.
@темы:
Мысли, летящие краем моря,
Европа,
Англия,
bookhangover,
Список литературы 2017