Взяла эту книгу в путешествие, как раз она появилась в электронном варианте. Плюс она длинная.
Вот с впечатлениями сложно.
Безусловно очень хорошо написано. Она вернула меня к тому волшебному состоянию, когда читаешь и не спишь и даже не хочешь спать ведь сон отнимает время у чтения. Очень здорово и я скучала по этому.
читать дальшеНо это все заслуга языка автора и переводчика. Сюжет и характеры и "зачем" - вот что вызывает у меня вопросы.
Я пока не знаю к чему в целом клонит автор, будет ли в конце какая-то мощная, объединяющая мысль. Потому что на пятисотой странице это все еще история Джуда.
В чем проблема: в первую очередь я стала заложником собственных ожиданий.
Я думала это будет история четырех друзей. Разных, со своими проблемами и достоинствами, желаниями и мечтами. Я ждала атмосферу суматошного Нью-Йорка. Знакомство с четырмя яркими характерами.
И проблема два: сначала кажется, что я была права. Даже подумала, что это история о поколении around 30. Многие проблемы героев казались знакомыми и близкими. Иногда вот прямо как про меня! И я очень ждала, что увижу истории их успеха, как они постепенно этого добьются.
Короче в итоге я получила Джуда. Проблемы Джуда. Слезы Джуда. Радости Джуда. Не то чтобы он мне не нравится, просто это как-то неожиданно было. Так как ничего не предвещало.
Это еще и проблема и гениальность выбранной автором структуры повествования. До сих пор нет ни четкого описания внешности героев, да и характеры почти не обозначены. Но при этом как будто и не нужно. Создано максимально реальное ощущение, что вы слышали об одном и том же человеке от разных людей. Плюс у вас складывается собственное мнение и от этого образ более объемный. Но было несколько внезапных вбросов неожиданной информации: бац! И Мальком мулат. Эээ что? При чем прошло уже страниц пятьдесят, читатель привык к персонажу создал какой-то свой образ и вдруг нужно все перестраивать. Очень упростит жизнь тому кто соберется книгу экранизировать.
А вот об инвалидности Джуда упомянуто настолько несразу, что это становится новостью о которой хочется сообщить в газеты. С другой стороны... как и со всем в этой книге я не могу понять гениально это или нет)
Еще меня смущает обращение со временем. Вернее, оформление флешбеков очень органичное как будто друг действительно рассказывает тебе историю. И когда она обрывается, то тоже выглядит очень естественно.
А вот перескоки туда-сюда по настоящему или тому что можно считать настоящим... опять же, с одной стороны это гениально. Так как позволяет избавиться от скучных кусков. И нет переходов в стиле: прошло пять лет. С другой стороны как-то немного шатает на поворотах и путаешься в том что когда и как произошло. А вдобавок к тому очень-очень нагнеталась ситуация с Джудом. И все время ждешь чего-то и знаешь, что будет больно и страшно. Как мрачное предсказание гадалки на ярмарке. Вроде и не веришь в мистику, но что-то нервничаешь. Потому что из многих фраз было очевидно, что Джуд доживет до старости.
Короче, хвалить структуру или нет я честно не знаю. Вот не знаю и все. Что-то нравится, а что-то нет. Впрочем, так всегда бывает.
Еще в книге много эмоций. Много. Очень много эмоций. Но мне это точно нравится так как я считаю, что они в тему. Все описано эмоционально так как это внутренний мир героев. Мир их скрытых эмоций, а иногда и не скрытых. К тому же все эти эмоции очень разные. И у каждого свои. Мне, например, нравится, что не все жалеют Джуда. Не думают: овв вот бедненький. Они злятся на него, они заинтригованы, они даже делают ему больно. Настоящий вихрь. Может поэтому книга так легко читается.
Мне нравится Джуд. Я думаю в каждом из нас есть такой Джуд. Все мы в той или иной степени стесняемся своего тела, предпочитаем о чем-то умалчивать в отношениях и думаем, что истинные мы вообще никому не сдались. Джуд, конечно, во многом преувеличен, гиперболизирован почти до гротеска, но он остается настоящим человеком. По-настоящему живым.
Книгу, я думаю, полностью "сделает" концовка. Что предложит нам автор в качестве заключительной морали, то и можно будет сказать о книге.
Потому что пока я так не поняла, что о ней сказать.
читать дальше Это, наверное, самая не жизнеутверждающая книга В нашем столетии. И при всем этом удивительно не депрессивная.
Не поспав ночь я подумала: какая все-таки великая вещь - искусство. Автор картины, фильма или книги, как будто подключает канал связи и транслирует в зрителя эмоции и образы. Искусство мощная штука, иногда такая мощная, что ты не спишь всю ночь, после того как закрыл книгу.
Маленькая жизнь, как зеркало с яркими лапмами по периметру. В нем ты видишь себя целиком с ярко очерченными недостатками. Мы, кстати, столкнулись с таким зеркалом в одном из отелей и Юля подметила, что оно высвечивает все недостатки, даже внутренние. Читая, Маленькую жизнь читателю приходится принять свое главное несовершенство: желание верить в чудо в реальном мире. Хочется, чтобы все было хорошо, но важно помнить, приходится помнить, что иногда ничего не может помочь. Ни терапия, ни друзья, ни счастье, ни горе. Иногда просто нельзя справиться с потоком жизни и тем, что в ней происходит.
Хотя я все равно считаю, что вынудить героя пройти через потерю вот так, как это произошло - это жуткая пошлятина. Самый дешевый, слезодавильный ход какой автор только мог отыскать. Я при этом не могу не согласиться, что никак иначе автору было не справиться с этой историей. При этом меня не оставляет интересная мысль: стал бы Джуд по-настоящему счастлив, если бы ему пришлось заботиться о Виллеме-инвалиде? Может это и был бы его выход. Как и в реальной жизни мы этого не узнаем. Все "бы" всегда остаются где-то не здесь.
Я прочитала послесловие только тогда, когда сформулировала для себя свое отношение к книге. И, к своей радости, оказалась близка к авторскому видению. Янагихара говорит о книге как о сказке - вот это меня удивило. Я как-то не подумала, но заметила, конечно, что вся история очень камерная и местами какая-то нереальная. Но в остальном да. Это книга о дружбе. О том какой это нескончаемый ресурс и какая при этом сложная работа.
Что касается морали, хотя в книге нет никакой заключительной морали, каждый может сформулировать и вынести для себя что-то свое. Потому что, как в хорошо освещенном зеркале, каждый увидит только свои личные недостатки.
Всегда думаю в каких единицах оценивать фильмы и книги. В отсутствии профессионального образования я оцениваю все исключительно с точки зрения вызванных эмоций. Так что "Маленькая жизнь" получает сто пятьдесят килограмм самого отборного и чистого стекла в ваши глаза. Плюс одну бессонницу.
@темы: Америка, Мысли, летящие краем моря, современность, bookhangover, драма
А потом как-то с каждым новым Джудо-сюжето-витком, у меня стало копиться разочарование. Мне, в отличии от тебя (ничего, что я на "ты"?) не очень понравился Джуд, потому что было странное ощущение, будто автор непрерывно как-то его облизывает. Ну то есть было ощущение, будто я читаю фанфикшен по какому-то фэндому, где откровенно очевидно, кто авторов любимчик.
Я не жалею, что прочла, но точно никому рекомендовать бы не стала.